Японский автопром: путь к вершинам

Начиная со второй половины двадцатого века, японский автопром год от года все увереннее продвигал свою продукцию на мировой рынок грузовиков, легковых машин и автобусов. Техника, изготовленная на предприятиях Страны восходящего Солнца, всегда отличалась своей надежностью и безотказностью в работе, завоевав популярность как среди автолюбителей, так и среди работников транспортных компаний. Запчасти для HINO, Mazda, Toyota, Mitsubishi, Nissan или Komatsu появились на страницах каталогов автодилеров самых разных стран.

В чем причины рывка?

Своему развитию японское автомобилестроение во многом обязано началу Корейской войны. Военные заказы со стороны армии Соединенных Штатов, принимавшей участие в боевых действиях, привели к тому, что количество машин, ежегодно сходивших с конвейеров предприятий островного государства, уже в начале пятидесятых годов ХХ века исчислялось десятками тысяч штук. Сотрудничество с американцами помимо всего прочего способствовало доступу японских инженеров к технологиям, применяемым в США.

Широкая поддержка автопроизводителям оказывалась со стороны руководства государства, в частности – министерства внешней торговли и промышленности. Используя все способы для защиты «отечественного производителя», чиновники не стеснялись ставить и различные административные препоны перед европейскими и американскими компаниями, желающими выйти на японский рынок. Особым толчком развитию автопрома послужила идея о том, что производство авто- и мототехники должно стать тем центром, на который будут работать другие отрасли экономики. В результате вокруг предприятий сформировалась сеть производств, поставляющих им материалы и комплектующие, а кроме того была создана целая сфера услуг, которая обеспечивала ремонт и обслуживание автомобилей и мотоциклов.

Помимо этого, с целью успешно противостоять иностранным конкурентам менеджмент японских компаний разрабатывал меры по снижению производственных затрат, развитию технологий и внедрению инноваций.

Тем не менее, никакое увеличение объемов выпуска не было бы возможным в случае, когда произведенную продукцию некуда сбывать. Всплеску интереса японцев к автомобилям способствовал реализованный в середине шестидесятых годов ХХ века правительственный план по удвоению доходов населения. Он позволил сделать «стальных коней» доступными простым гражданам.

Результатом всех предпринятых шагов стал выход Японии в лидеры мирового автомобилестроения. По показателям производства Страна восходящего Солнца давно обогнала США и европейские страны, прочно закрепившись на их рынках. И похоже, что японские автоконцерны совершенно не собираются останавливаться на достигнутом.

Наверх